Меньше, легче, дешевле: как новые форматы торговли меняются от Москвы
Опубликованно 22.01.2020 12:52
Московском рынке стрит-ритейла в последние годы, чтобы выжить и на уровне преобразования: меняются не только игроки, но также и более вероятно, Ницца и форматов, а также спрос на торговые помещения в центре города. В результате, некоторые из них в течение месяца не могут найти арендаторов, а другие превращаются в драйвере для развития бизнеса.
Мы рассказываем о главных тенденциях на рынке уличной торговли Москве.
Супермаркеты вместо бутиков
В последние годы в центре Москвы, почти полностью сменился пул основных арендаторов. На это повлияли, в частности, запрет парковки, расширение тротуаров, преобразование ряда пешеходных улиц, а также рост арендных ставок, которые не находятся под властью многих владельцев бизнеса.
Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International:
— Главная тенденция осени на центральных улицах столицы становится то, что в условиях высоких ставок аренды занимают арендаторы из продуктового ритейла, который доставляется в субаренду другим компаниям, что делает небольшой разрез, в небольших помещениях, где в одном помещении сосредоточены несколько направлений взаимодействия товаров. Это позволяет мало игроков, которые были в основном в спальных районах Москвы, рынок выйти в торговых коридорах Москвы.
Это позволяет брать небольшое помещение, в размере чуть больше, чем в спальных районах, но, тем не менее, выйти в центр города, чтобы игроки рынка, которые ранее не могли себе этого позволить. И это, в свою очередь, стимулирует рост уровня службы, и в Москве, и так выше, чем в ряде европейских столиц. Таким образом, мы видим, развитие сегмента была короткой и Full в центре столицы из-за появления новых игроков и новых концепций.
Ирина Кухню, заместитель директора направления стрит-ритейл Knight Frank:
— Большие супермаркеты уже почти исчезли улицы большого распространения, но наоборот, в более компактные форматы. Гипермаркеты, в основном, размещаются на новых кварталов жилых домов или бизнес-центров за пределами центра Москвы. Это связано с тем, что в данный момент в центре нового строительства в нужном формате и в старом фонде просто не осталось вакантных помещений такого размера. Кроме того, в фонд, как правило, в любой локации уже открыто несколько небольших или супермаркетов, но и потому, что конкуренция в центре очень высокая, и большой гипермаркет вряд ли сможет привлечь клиентов, уже привыкли делать покупки в определенном магазине. В новый фонд за пределами Садового кольца и ТТК стараются предусмотреть площадь от 0,5 тыс. до 1,5 тыс. метров, и в супермаркетах готовы рассмотреть, особенно с учетом низкой ставки.
Спрос на небольшом пространстве
Одной из главных тенденций в Москве, рынок на улице реальная — снижение средней площади помещений (вне зависимости от формата торговли), и в обмен на "суд": владельцы приобретают крупные объекты, и разделены на блоки. В Knight Frank утверждают, что: таким образом, можно значительно увеличить рентабельность местных за счет увеличения ставок аренды. Если эта тенденция характерна не только для центра Москвы, но и для использования в местах с хорошим пешеходным трафиком (например, в метро) в спальных районах в пределах ТТК.
Сотрудничество в сфере ритейла
Другое проявления развития мини-форматы — сотрудничество-розничной торговли известными брендами. Эта форма сотрудничества характерен для крупных институциональных игроков, так и для небольших компаний. "Для сокращения расходов на аренду и получения эффекта синергии компаний готовы делиться аренды помещений. Примеры такого сотрудничества: "Starbucks" и Банк "Открытие", Cofix и tele2", - перечисляет старший директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Раньше не Моет.
Демократизация кухни
Операторы общественного питания все чаще делают ставку на доступные форматы: небольшое пространство-от 150 до 200 квадратных метров, демократической Хартии, со средним счетом 1-1,5 тыс. руб., простой и функциональный интерьер.
"Экономическая ситуация, наблюдающаяся в нашей стране, уже второй год, был поставлен вопрос о рыночной тенденции на снижение цен в сегменте, - говорит заместитель директора направления стрит-ритейл Knight Frank, Ирина Кухню. — Это хорошо видно на примере индустрии гостеприимства: в год нам поступило только две заявки класса люкс сегмента, в то время как большинство наших клиентов являются учреждения среднего сегмента и сегмента " средний +". Кроме того, на рынке общественного питания в значительной степени повлияло появление фуд-салоны типа "Депо" и Курение". Из-за высокой посещаемости окупаемости этих проектов выше, чем у традиционных ресторанов форматов.
Бум кофе
Существенное влияние на рынок капитала, calle Real оказал рост популярности кофеен различных форматов: если в третьем квартале 2015 года, в центре города был 101 кафе, тогда, осенью 2019-ого — 141, вычисленный ранее в компании Colliers International. И, что более активно развиваются кофейни "одной цены", например, Cofix и OnePriceCoffee. "Операторы, как правило, не существует особых технических требований помещения и сдаются в аренду площади с высокими процентными ставками. Эти учреждения на сегодняшний день является очень популярной и ежедневно обслуживает потоки клиентов", — говорит Ирина Кухню.
Видео: Торговые центры будущего, показанный в MAPIC 2019
Недвижимость с Into Business Каннах, на Лазурном берегу Франции прошла выставка MAPIC является крупнейшим событием в Аренда коммерческой недвижимости в Европе. Съемочная группа фильма "РБК-Недвижимости" рассказывает о tc будущее и тренды в ритейле
(Видео: Канал РБК)
Категория: Недвижимость