В ожидании карантина: как московские торговые центры пережить пандемию


Опубликованно 23.03.2020 02:12

В ожидании карантина: как московские торговые центры пережить пандемию

Шестнадцатого марта Москва расширяет меры по борьбе с новым корона-вирусом. Все общеобразовательные школы и внешкольные учебные заведения будут полностью закрыты от 21. Марта до 12. Апрель. Также проведение мероприятий с участием более 50 человек запрещается. Сотрудники компании передают на удаленную работу. Музеи, театры и концертные залы закрыты для посетителей. Москвичи тем временем готовим на полный карантин: штурмуют магазины, запасаясь и оставили после себя пустые полки.

Мы расскажем, как столичные торговые центры пережить пандемию: закрыть готовы ли они и ждать ли повышения ставок на фоне коронавируса и валютных потрясений.

Предупрежден — значит вооружен

Московские торговые центры усилены меры профилактики из-за распространения коронавируса. Дезинфекции, информирования посетителей о мерах защиты, измерения температуры осуществляется, в кино не допустить более 50 человек. В случае распоряжения от властей торгового центра были готовы быть закрыты полностью на карантин. Об этом «РБК-недвижимости» сообщили представители крупнейших московских торговых центров.

В «Аватары» проведена операция из-за пандемии. Лезвие сотрудники работают в усиленном режиме: каждый час поручни, дверные ручки утилизировать, кнопки лифтов, которые будут дозаторы с антисептиком. Усиленное внимание будет уделяться дезинфекции в областях детской и кормовых мест. Во всех ресторанах посуда дезинфицируется дополнительно, рассказали в пресс-службе торгового центра. «Мы находимся в постоянном контакте с властями и готовы немедленно реагировать в случае каких-либо изменений», — отметили в пресс-службе «флот».

Посетители торгово-развлекательного центра «авиапарк» в районе автоматической очистки рук (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Рекомендации городских и службы здравоохранения о нераспространении последствий коронавируса и в компании AFI Development (ТРЦ «Афимолл Сити»). «В офисах компании и проекте «Афимолл Сити» установлены диспенсеры с дезинфицирующим жидкости, сотрудники и посетители могут бесплатно медицинскую маску, ежечасно утилизировать все поверхности в помещениях и санитарно ночью температура обработки стен продажа помещений будет и свечи коридоры. Также сотрудники и посетители предлагаем измерять температуру бесконтактным способом Primera», — заявил первый заместитель главы компании AFI Development Евгений Техника.

В торговых центрах группы компаний «Ташире» (в портфеле компании более 30 торговых центров, в том числе в сети unterhatungs ТЦ «Рио», «Ереван Плаза») предприняты все необходимые меры для обеспечения безопасности здоровья посетителей, говорится в сообщении компании. «Регулярно дезинфекцию всех общественных местах, увеличилось количество прояснениями, выработаны дополнительные меры. Торговые центры будут закрыты немедленно, если соответствующее распоряжение следует», — подчеркнули в ГК «Ташире». В компании Ingka Centres в России (в развлекательно-торгового центра МЕГА-ИКЕА) заявил, что он внимательно следит за развитием ситуации вокруг распространения коронавируса и необходимые меры. Частота и интенсивность дезинфекции общественных местах, организовано, сотрудники магазинов и клиентов увеличивается примерно профилактические меры для снижения риска заражения. Отменены мероприятия в торговом центре, часть сотрудников переведена на удаленную работу, рассказали в пресс-службе Ingka Centres в России.

«В сегодняшнее время раннее закрытие торговых центров считают, но мы внимательно следим за ситуацией и будем следовать рекомендациям Роспотребнадзора и Всемирной организации здравоохранения», — добавили в компании.

На всех объектах «Киевская площадь» (торгово-развлекательный центр «Европа», «депо лесного хозяйства», «фуд-Сити», Центральный рынок) также приниматься специальные профилактические мероприятия — информационно-разъяснительная работа и дополнительное обеззараживание помещений, установки дозаторы с антисептиками. На местах, где есть заведения общественного питания и кафе, где персонал работает в масках, которые меняют каждые три часа. Поверхность и столы в помещениях регулярно дезинфицируются и во всех ресторанах применяются дополнительные меры для дезинфекции посуды.

«В ресторанах и кафе, расположенных на территории в unterhatungs и торговый центр «Европа», вступило в силу ограничение от 49 посетителей. Также совместно с Объединенной сети кинотеатров «формула кино/Cinema Park» была введена специализированная система ограничения продаж до 49 карт в зале. В «депо» отменяет все концерты и мастер-классы до 10. Апреля», — сказали в пресс-службе «Киевской площади».

Профилактическая дезинфекция в магазине в центре фотографии имени братьев Люмьер во время пандемии коронавируса COVID-19 (Фото: Габриэль Григоров/ТАСС)

Пока без больших изменений

При этом все представители ТТС не застрахованы, что вас не замечают ни радикальных изменений по посещаемости, и не собираются пересматривать ставки аренды. «На данный момент мы наблюдаем большие изменения в посещаемости. Дорожного движения обязаны платить, как и в прошлом году», — пояснили в «Аватары».

Аналогичную точку зрения и в ГК «Ташире». «Начиная с сегодняшнего дня радикальные изменения показателей трафика в торговых цент не наблюдается. Снижение в среднем объекты Московского порядка 4% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года», — рассказали в компании.

Количество участников «Hill» также остается на нормальном уровне, уверяет компания. «Благодаря расположению комплекса на пересечении пассажиропотоков (WDC — MTK — U-Bahn), даже несмотря на ухудшение эпидемиологической ситуации, снижения покупательской активности не произошло. Кроме того, на поддержание дорожного движения влияет и ситуация в «Москва-Сити». В этой связи разговоры о возможном пересмотре нашего Прокат неактуально», - сказал Евгений Техника от AFI Development.

В торговом центре МЕГА на прошлой неделе, напротив, отметили увеличение посетителей. Что касается арендных ставок, то в соответствии с действующими контрактами, заявил Ingka Centres в России.

В «фуд Сити» также рост покупателей и Доставка продуктов питания, перечисленных в Интернете. «Производители готовы увеличивать свои мощности, которые могли бы удовлетворить повышенный спрос. Запасы всех необходимых категорий продуктов превышать рекомендованные Минсельхозом минимум два месяца», — заявил «Киевского Майдана».

В целом с начала 2020 года участия компаний находится на уровне последних лет. «Нынешний уровень покупательской активности на объектах «Киевского Майдана», в том числе в торговом центре «Европа», не показывает актуальность вопрос об изменении арендных ставок», — отметили в пресс-службе.

Оценка аналитиков: снижение объема перевозок и пересмотр налоговых ставок

Несмотря на оптимистические заявления торгового центра, по мнению аналитиков, ситуация для торговли и розничной торговли и в целом для экономики остается неопределенным. Большая часть предпринимателей не знает, как сталкиваются в этом случае форс-мажорных обстоятельств, поскольку впервые с вами. Ситуация вокруг коронавируса усугубляют снижение цен на нефть и обвал рубля. Какой эффект вместе они имеют на экономику и торговлю, пока оценить очень сложно, говорят эксперты.

По оценкам PwC, еще до введения строгих ограничений, в преддверии праздников в феврале-марте было снижение посещении торговых центров в Москве платить на 8-10%. «Сегодня многие работодатели переводить сотрудников на удаленный режим работы все массовые мероприятия будут отменены, чтобы минимизировать граждане посещения людных мест. В результате, по нашему мнению, снижение трафика в торговых центрах составляют до 50% и больше — и это без учета возможности закрытия торговых центрах, на период чрезвычайного положения могут», - сказал глава стратегического консалтинга в сфере недвижимости PwC в России Анна Данченок.

Рынок на данный момент находится в состоянии проработки различных сценариев. «Ведущие fashion-группа помещиков уже разосланы официальные письма с ссылкой на статью ГК о форс-мажоре, уведомление о возможном закрытии магазинов своей группы. Письма носят профилактический характер, не содержат конкретики. Мы не ожидаем, что необходимы срочные действия по закрытию магазинов. Многие, конечно, воспользоваться ситуацией для лечения скидки. Чтобы разработчики готовят встречные предложения», — сказал глава Аренда офисных помещений CBRE в Москве Александр Circa.

По их мнению, в данный момент запросы на аренду-скидки противоречивы, так как ТС продолжает работу. Положительным является тот факт, что контракты долгосрочные и розничной торговли в любом случае вернуться к работе.

Арендная плата в современных условиях остаются стабильными в краткосрочной перспективе, заявил заместитель главы департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяна Дивина. «В области скидок и предоставления услуг объясняется определяется уровень заполняемости, состав арендаторов и спрос каждого объекта в отдельности, а также принципиальная позиция отдельных собственников помещений», вы.

Торговый центр ГУМ переживает последствия падения туристического потока из-за коронавируса (Фото: СЕРГЕЙ ИЛЬНИЦКИЙ/ EPA/ ТАСС)

Закрытие торгового центра на карантин и стагнация доходов

Дальнейшая судьба торговых центров напрямую зависит от действий властей. В случае полного карантина многие торговые центры пустуют. В данной ситуации статьи ГК сослаться на форс-мажор. «Уже подписан указ, который COVID-19 нарисовался форс-мажорным обстоятельством. В связи с этим арендаторы стремятся получить от владельцев торгового центра снижение стоимости аренды аренды или праздники. Процесс изменения договорных обязательств может занять несколько месяцев», - сказал Александр Circa.

Полное закрытие торгового центра наиболее пострадавших районов, где плохо развитым стрит-розничная торговля и супермаркеты находятся всего в составе торговых центров, считает управляющий партнер Rusland SP Илья Серфинг. «Последствия для многих NAND и особенно fashion-ритейлеры могут быть разрушительными: сначала теплая зима, сейчас скачок курса доллара. Уже эти два фактора привели к плачевной ситуации на всю 2020 году», - пояснил он.

Падение цен на нефть и обвал рубля может коронавирус на Retail в среднесрочной перспективе больше, чем эпидемия, сказали эксперты. Возможный рост инфляции отрицательно скажется на и так стагнирующих доходов населения, что негативно сказывается на их покупательской активности.

«Россияне, как правило, спонтанных, незапланированных покупок»

Ольга Соколова, руководитель научно-исследовательских проектов в области недвижимости-аналитического центра НАФИ:

— Кризисов на уровне национальной экономики — как краткосрочные, так и долгосрочные — влияние на финансовое положение россиян. Поскольку Российская экономика — часть мировой, неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в мире в целом, со снижением цен на нефть и валютными скачками и скажется на потребительском поведении россиян. Чтобы сделать какие-то выводы пока рано, но некоторые цифры из наших последних исследований помогут лучше разобраться в ситуации до пандемии коронавируса и прогнозировать развитие событий в будущем.

В 2019 году из-за нехватки денег россияне чаще сэкономили на отдыхе. По сравнению с 2015 года россияне стали меньше экономить на продуктах питания, развлечения, одежду и предметы быта. Значительно число россиян, которые экономят вырос на медицину и образование.

В ситуации с новым корона-вирусом, о поездках за границу речи не идет. Для развлечения в традиционном формате — посещение кино, театров, других развлекательных учреждений потратить гораздо меньше времени и денег. Люди начинают реже ходить в торговые центры, приобретать только товары первой необходимости, не посещать развлекательные мероприятия. На услуги в области здравоохранения, наоборот, будет экономить реже.

Также россияне, как правило для спонтанных, незапланированных покупок — их 61% россиян. Во время кризиса количество спонтанных покупок увеличивается, даже в ситуации дефицита личного бюджета.

В наиболее выигрышном положении, быть региональные торговые центры, магазины формата «у дома». Посещение этих магазинов может удовлетворить ваши потребности покупателей в товарах и услугах повседневного спроса и вероятность того места высокой концентрации людей посещают. Даже в выигрышной позиции рассчитываются те, чья арендная ставка в виде процента от выручки магазина.

По мнению Ильи Сложный, больше всего выиграют Интернет-магазины от российских производителей, не носить помещениях тяжелая стоимость аренды магазина. Коронавирус намного быстрее жителей мегаполиса для сознательного потребления будет.



Категория: Недвижимость