Николай Шумаков: "с властью нужно говорить на языке компромиссов»


Опубликованно 11.02.2018 08:32

Николай Шумаков:

— После выборов президент Союза архитекторов России в 2016 году, Вы сказали, что вы хотели укрепить свой авторитет и влияние, в том числе на правительство. Как это работает?

— Желание усилить роль и значение Союза за год только увеличился, потому что сегодня это единственная в России организация, которая стоит на страже интересов архитектуры и архитектурного сообщества. Теперь каждый выживает в одиночку, его взгляд на архитектуру защищать только самые стойкие, большинство архитекторов в отставку "лечь" под разработчика. Крупные строительные компании Обычно создают свое собственное самодельное рабочий стол с огромным количеством архитекторов. Например, в одной из московских риэлторских компаний в 40 — в самом деле, полный архитектурных фирм. Для сравнения: в нашем Институте, который занимается только дизайном работают 60 человек.

Именно поэтому качество архитектуры в настоящее время чрезвычайно остро. И решить их может только профессиональное сообщество — их знания и авторитет. Отсюда и растущее влияние Союза на жизнь и характер города и, следовательно, повышению статуса профессии в обществе. Конечно, сил не хватает, поэтому в очередной раз призываем всех достойных архитекторов: объединиться на базе Союза. Мы будем формировать красивую фигуру, как "свиньи" и вперед к победе.

— Какой-то Союз решениях смог лоббировать за это время?

— Я бы не назвал это лоббирование — это, скорее, процесс объединения в объединение наиболее активных и желающих работать для архитекторов. Год назад Союз был единственной фестиваля "зодчество", который принес ему только славы и денег. В этом году в Москве пройдет рекордное количество фестивалей: "интерьер" Трехгорной мануфактуры "комфортной городской среды" ответственным "зодчество" фестиваль молодых архитекторов Москвы "Перспектива", который мы переводим в ранг русского. Кроме архитектуры там будут все виды искусства: живопись, скульптура, музыка.

Центральной станет "архитектурным наследием", она откроется в "Манеже" в начале июля. Мы активно поддерживаем такие архитектурные события по всей стране: в Казани, Рязани, Воронеже, Красноярске, Челябинске — вы называете это. Кроме престижа, внимания и состояния, подобные мероприятия финансовую поддержку Союза, и это тоже необходимо. Есть старая Восточная мудрость: если объединить десять тысяч бедных, даже некоторые богатые не понимаю. Главная задача профсоюза сейчас-встать на ноги финансово. Именно поэтому мы увеличиваем количество фестивалей.

Фото: Олег Лозовой/РБК

— Это лоббистской силы Союза прямо пропорциональна его финансовой независимости?

— Нет, конечно. Но я не буду отрицать, что сегодня позволить себе каких-либо громких заявлений, а тем более защищать, нужно иметь финансовую независимость, это точно. Никто в нашу сторону даже не взглянет, если мы когда-нибудь будем ходить с протянутой рукой, со слезами на глазах и постоянно клянчит, чтобы его заметили.

— Что, например, заявления?

— У нас есть возможность донести свое мнение до руководства страны, Совета по культуре и искусству при президенте России вошли два представителя Союза архитекторов России. Каждый раз накануне совета, как правило, в конце года мы пишем письма Владимиру Путину, в котором есть фундаментальный анализ современного состояния русской архитектуры, для наших предложений на будущее, не содержит каких-либо просьб.

В прошлом году таких предложений было два. Первыми, вероятно, затронул самый важный вопрос для архитектурного сообщества. Первый год мы говорим о необходимости создания Федерального агентства и Совета по вопросам архитектуры, которые спроектировали и определяется тактика и стратегия Всероссийский городской доктрину, учитывая все особенности, нюансы и проблемы архитектуры в различных регионах страны. И это — в каждом случае — и геополитика, и территориальное планирование, и историко-культурные структуры, и больше, от которой в конечном итоге зависит от работы архитектора. В России в той или иной степени архитектура участвует несколько ведомств: Министерство строительства, Министерство культуры, Министерство экономического развития. Ни одного тела. Здесь он обсуждался в первом письме. Мы пригласили Президента Российской Федерации, чтобы создать структуру и готовы взять на себя всю подготовительную работу.

Второе письмо является менее значимым для общества, но достаточно важно для архитекторов. За последние семь лет в России звание заслуженного архитектора получил в общей сложности 22 человека. Это достаточно недопустимо, особенно по сравнению с другими творческими профессиями.

— Тебе не кажется, что звания народных, заслуженных артистов — Советский атавизм?

— Нет, я так не думаю. Я считаю, что название, в первую очередь, означает признание профессиональных достижений со стороны коллег — это очень важно для творческого человека. И это нельзя назвать атавизмом. В архитектуре как в искусстве любое поощрение — даже если просто погладить по голове — реакция на вашу работу. Без этой обратной связи заблудиться ищу руководство. Наконец, эти рейтинги, особенно в нашей профессии, ценность для клиента: ему не понравится начинающий архитектор, и пойдет на заслуженный.

Фото: Олег Лозовой/РБК

— Самые популярные сегодня архитекторы Сергей Скуратов, Юрий Григорян, Александр Цимайло и Николай Ляшенко, Борис Левянт — нет титулов. Это не мешает им крупные заказы.

— Вы говорите об исключениях, которые только подтверждают правило. Кроме того, все вышеперечисленное — Московские архитекторы. Это очень разные условия работы, конкуренции и взаимоотношений с заказчиком. Но Россия это не только Москва, но мы говорим и ходатайствую за всех архитекторов. Только члены Российского Союза более 14 тысяч. На периферии очень важно иметь титул, и речь здесь идет не о тщеславии. Работает четкое правило: есть звание — заказов. Кроме того, название увеличивает шансы на попадание в "высшую лигу". Архитекторы меня поймут об этом много и часто говорить на всех наших встречах и молодых, начинающих и опытных.

— Какой закон Об архитектурной деятельности, на что его этапах?

— Весной прошлого года три ведущих организаций — Российской Академии архитектуры и строительных наук, Национального объединения изыскателей и проектировщиков и Союза архитекторов России опубликовал основные положения этого закона. Сейчас документ находится на рассмотрении в Министерстве и в этом году должен быть принят. Его главная идея-сделать архитектурные лошади стояли перед зданием телегу.

Фотогалерея: крупнейшие реализованные проекты Николай Шумаков

Вид на живописный мост (Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)

— Вы постоянно говорите, что профсоюз должен отстаивать интересы профессионального сообщества, но есть еще интересы общества, города — что делать с ними? Банальный пример: Москва-де-юре-это не историческое поселение, что развязывает руки разработчикам, давая им законное право на строительство центра. Почему этот вопрос не был в обращении к Президенту или к Московской власти?

— Интересы профессионального архитектурного сообщества — это интересы общества и города. Мы не пишем стихи "в стол", не рисовать картины "для себя", любое наше действие ощутимо и заметно — это либо направлены на благо людей, или вреда, публичном пространстве. В этом суть нашей профессии, и это огромная ответственность. Но для того, чтобы решать реальные проблемы, о которых вы говорите, в стране для получения осмысленной градостроительной политики. Это не так, чтобы глобально изменить ситуацию невозможно.

— Какая-то пораженческая позиция.

— Не на всех. Мы пытаемся вместе с правительством, чтобы построить градостроительной политики, которые, среди прочего, будет решать вопросы с исторических поселений. Мы делаем то, что должны делать, у нас есть возможность встретиться со всеми губернаторами и мэрами. Власть открыта для диалога, и если строить его правильно и уважительно относятся друг к другу, как правило, мы всегда находим взаимопонимание и добиться желаемого результата. С властью нужно говорить на языке компромиссов, а не тупо бросаться на амбразуру.

— Приведите мне пример, когда был найден компромисс.

— Строительство "Лахта центра" в Санкт-Петербурге, благоустройство, Белорусского и Павелецкого вокзала в Москве, и конечно же, ремонт программы.

— Вы один из немногих архитекторов в Москве, которые поддержали эту программу. Почему?

— Потому что он потратил половину своей жизни в этих домах. Это ад. Нормальные люди в таких домах не может нормально жить или развиваться, или детей рожать и растить. Поэтому я бы проводил ремонтные программы более широко, чем сейчас заявил бы оставить несколько Хрущева как памятник эпохи 60-х годов, а все остальное снесли, чтобы построить на их месте нормальное жилье. Но, конечно, в пятиэтажке 20-этажная башня является неприемлемым. Но этого никогда не будет.

Фото: Олег Лозовой/РБК

— Есть еще одна тема, которая требует компромисса. Москва в последние годы охватила мода на установку памятников, большинство из них вызывающе низкого качества-это оценка не только ваших коллег, но и многих граждан. Вы только что провели конкурс на памятник Александру Солженицыну обсуждаются проекты памятника погибшим журналистам и героям Народного Ополчения во время Великой Отечественной войны. Почему интерес к монументальному искусству?

— На самом деле это было всегда. У нас просто слишком мало скульптур, декоративных и монументальных. Во всех городах России такие объекты должны быть во много раз больше. Но, я уверен, что эта проблема не возникла бы, если бы все существующие скульптуры были высокого качества. К сожалению, это не так, город действительно очень много плохих сайтов. Из лучших можно отметить работы Александра Рукавишникова — Достоевский, Шолохов, Ростропович. Это уровень Микеланджело. Вы упомянули о конкурсе на памятник Александру Солженицыну выиграл отличный проект Андрея Ковальчука. Следующий конкурс будет на памятник Шекспиру. В Москве должно быть больше городских скульптур, хороших и разных.

— Вы стали первым россиянином, получившим премия Огюста Перре инновационных технологий в архитектуре. Почему раньше Россия имела шанс получить его?

— Россия более чем в 20 раз выдвинули своих кандидатов на эту награду и каждый раз он "пролетел". Теперь получился. Почему? Не знаю, этот вопрос на рассмотрение международного жюри. Наверное все-таки российское предложение, театры, офисные комплексы, жилье не был очень низким в этих жанрах. Но это наше метро, Аэропорт, красивый мост, что-то их удивило. И это здорово, что мы можем удивить мир.

Николай Шумаков — главный архитектор ОАО "Метрогипротранс". Родился в 1954 году в городе Коркино Челябинской области. Окончил Московский архитектурный Институт. Специализируется на проектирование подземных транспортных систем. Автор более 20 станций московского метро ("Коньково", "Теплый Стан", "Крылатское", "Парк Победы", второй вестибюль станции "Маяковская", "Сретенский бульвар"), Бутовская линия легкого метро, монорельса Москвы. Среди других проектов, первый в Москве вантовый мост (живописный мост), аэропорт Внуково, Западный речной порт в Москве. Президент Союза московских архитекторов (с 2012 года), Союза архитекторов России (2016).



Категория: Недвижимость