Архитектор словам Амира — о дизайне, интерьерах, горожане и telegram


Опубликованно 09.06.2018 02:00

Архитектор словам Амира — о дизайне, интерьерах, горожане и telegram

— Почти все молодые архитектурные Бюро начнем с интерьера-это самый простой способ получить клиентов, контакты, портфолио. Но вы и через десять лет после основания компания главным образом включена в них. Неужели нет амбиций, чтобы сделать большой архитектуры?

— Сейчас у нас около половины портфеля — интерьеры, остальное-реализация проектов нового строительства и реконструкции. Большинство клиентов, для которых мы создали офисов дизайн интерьера и архитектурные проекты частных владений, впоследствии обращались к нам с большими проблемами. Например, недавно мы предназначены для нефтехимического холдинга "СИБУР" в новой штаб-квартире в Москве, а сейчас дизайн фасадов зданий на несколько проектов, которые находятся на своих нефтехимических заводов в разных регионах России.

Не надо разделять сферы дизайна и архитектуры, тем более противопоставлять их. Интерьеры не могут быть отделены от архитектуры и ландшафтного дизайна, любой проект требует комплексного подхода. Мы часто слышим от разработчиков, что им нравится архитектура некоторых жилых комплексах, которые они реализуют, но они недовольны таким раскладом.

Почему это происходит? Ведь архитекторы, которые проектировали эти дома, можно сделать красивые фасады, но не понимают эргономику пространства. И мы понимаем, что разработка, скажем, жилого дома, подумайте о квартирографии и планировочных решений — подход проблему комплексно.

Портфолио: интерьер офиса строительной РД (Фото: инд архитекторов)

Сегодня офис так же хорошо, изменить, как, скажем, общественные места, парки, музеи?

— Сейчас размыты границы между работой и домом. Люди больше не привязаны к рабочему столу в открытое пространство. Кроме того, с постоянно меняющимся количеством сотрудников, то офис должен адаптироваться к текущей ситуации, необходимо решить вопросы проектирования, гибкость планирования, заранее заложить в возможность трансформации. Плюс в рабочем пространстве должна быть обеспечена возможность психологической разгрузки и смены обстановки.

Архитекторы закладывают в офисные помещения различных сценариев — в дополнение к различных рабочих местах и конференц-залы, игровые комнаты, гостиные для отдыха, спортивных уголков, кофе-пойнты, акустические кабины. Три года назад мы создали первый гибкий офис Альфа-Банка, а затем разработал ловкий отделение Сберегательного банка. Подобный проект, который мы реализовали в Нидерландах.

Компании, которые работают в сфере техники и промышленности тоже начинают менять подход к организации бизнес-процессов и, как следствие, рабочих мест. И государственные компании придут к этому. Дизайн офиса-это не только модная и удобная мебель, это прежде всего отношения между сотрудниками, способ организации труда, уважения к человеку вообще.

Портфолио: интерьер офиса компании "СИБУР" (Фото: инд архитекторов)

— Вы создали инд архитекторов в разгар кризиса 2008 года, когда застройщики массово свернули свои проекты. Как эти условия никому не известны, Бюро удалось получить клиенты?

— Видимо, повезло. Один из клиентов, что я, как студент сделал интерьер квартиры, пригласил меня в свой проект, тут только начало — большой коттеджный поселок в Подмосковье. Он предложил вложить стартовый капитал в мое бюро, в котором я в то время думал. Вместо этого мне пришлось разработать проекты домов. Я позвонил в этот проект несколько коллег, с которыми я работал в архитектурной мастерской цыцина, и мы начали.

Сначала заказы были маленькие, мы смотрели вокруг, зондировала почву, в основном двигались на ощупь. Но постепенно рынок начал восстанавливаться, появились некоторые клиенты.

Фото: Олег Лозовой / РБК

— Помимо коммерческой, вы имеете целый ряд социальных проектов, самым известным из которых является хоспис "Дом детского маяка". Участие в этих историях-это ваш принципиальный выбор или случайность?

— Конечно, для нас это важная тема. Здание детского хосписа был объявлен открытый конкурс, в котором мы заняли первое место. Но технический первый заказчик сомневается, что мы справимся, — говорят они, слишком молодой и неопытный. Окончательное слово было за Newtoy Федермессер, кому понравилось наше предложение.

Из портфолио: проект строительства детского хосписа (Фото: инд архитекторов)

Этот проект является особенным для нас. Работаем над этим, мы много путешествовали в хосписах и больницах и видел как там живут люди, общался с представителями Фонда "Вера". Не каждая история так глубоко и в. Позже технический руководитель конкурса, компании О1 пропертиз пригласил нас к ряду других проектов, включая проектирование квартир премиум "Большевик" на Ленинградском проспекте, в рамках комплексной реконструкции кондитерской фабрики.

Социальная ответственность архитектора — модная тема сейчас в мире. В России мало говорят об этом, но что-то делают: кто-то, кто проектирует социальное жилье, музеями, и другими лицами, участвующими в сохранении культурного наследия. Архитекторы начинают понимать что-то, что я не понял раньше?

— Конечно, это правильный шаг. У нас также есть те проекты, которые мы делаем бесплатно. После победы в конкурсе на строительство детского хосписа мы обратились в Фонд "Спаси жизнь" в помощь детям из регионов, которые приезжают на лечение в большие города. Обычно этим детям негде жить — снять квартиру в Москве или других городах России это очень дорого, учитывая, что лечение иногда затягивается на год или больше.

Фонд принимает приют для этих детей. Нас попросили придумать концепцию гостиницы, которая будет принимать их бесплатно. Вместе мы разработали Техническое задание, прописаны в концепции. Здание должно располагаться в Новой Москве. В настоящее время Фонд пытается найти финансирование для этого проекта. Да, для нас это социальная ответственность в широком смысле. Например, предполагается, что отель будет нанимать людей с ограниченными возможностями, и для них должны быть обеспечены всей необходимой инфраструктурой.

Из портфолио: проект строительства детского хосписа (Фото: инд архитекторов)

— Каковы Технические трудности при создании этих пространств?

— Их очень много. Например, вся поверхность должна быть осязательный. Очень часто из-за проблем со здоровьем, связанные с нервной системой, пациенты притупило бдительность. Поэтому важно создать фактурную плоскость, чтобы люди могли руки, чтобы прочитать. На стенах вы можете разместить сенсорные игры с динамическими элементами для развития и поддержки тактильные ощущения, приятна на ощупь покрытие, мебель и текстиль, фактурные стены — все элементы интерьера.

В России эта тема вообще мало развиты — таких проектов практически нет. Несколько социальных проектов, которые будут ориентированы на людей и их потребности. При проектировании часто думаю о больших формах, забывание отдельных потребностей человека, о деталях, которые облегчат и скрасят рутину больницы.

Например, важно, что этот объект люди могут изменить интерьер для себя — персонализировать, взаимодействовать с, этой цели служат специальные магнитные и пробковые поверхности, к которым что-то крепится, к стене, на которой можно рисовать маркером или мелом. После того, как все, безликий, лишенный индивидуальности интерьер ничего, кроме уныния, не вызывает, а дизайн может работать в качестве инструмента для восстановления эмоционального благополучия. Например, в интерьере хоспис используется яркая палитра цвета — понятно, что монохромный больнице скучающих детей.

Из портфолио: проект реконструкции водонапорной башни. (Фото: инд архитекторов)

— Монохромный — проблема еще и спальные районы. Проект реконструкции башни в Щербинке пытаться противостоять?

— Я надеюсь. По крайней мере, мы так задумано — как точка притяжения, которая может изменить привычную картину жизни людей. Впервые встретились с местными жителями и выяснили, что они на самом деле хотят. Вы можете не только спроектировать архитектурный объект, необходимо проектировать смысл архитектурного объекта, для создания условий для реализации различных программ — культурных, социальных, экономических. Для этого нужно понять, что живущие здесь люди каждый день хватает.

Оказалось, что не хватает места, куда можно прийти, чтобы почитать книгу или посмотреть телевизор, или просто общаться с соседями. Таким образом, идея культурного центра.

Фото: Олег Лозовой / РБК

— Как построить процесс общения с жителями? В Москве часто обращаются к пассивности граждан, которые могут только критиковать, но не в состоянии предложить ничего. В лучшем случае на голосование в "активном гражданине". Хотя понятно, что проблема как раз в другом — неспособность властей и архитекторов, чтобы наладить этот диалог с людьми.

— Первый и самый важный этап работы над архитектурным проектом — сбор и анализ данных, выявление потребности, интересы, опасения и ожидания участников проекта. Если вы заинтересованы в привлечении резидентов в проект найдет способ это общение наладить. Мы шли рядом и разговаривали с жителями, которые было предложено ответить на вопросы анкеты, изучали район форумы, группы в социальных сетях. Существуют эффективные инструменты для мастерских, когда на встречах с жителями обсуждают будущее проекта технического задания формулируется.

После конкурса нас обрушился шквал писем, обращений, люди стали писать нам по электронной почте, Facebook, поделиться своими чувствами, историями, воспоминаниями, связанными с башней. Даже голосование в телеграмме, и только 10% из 2 тысяч избирателей проголосовали против сохранения башни. Тут дело в мотивации, не в каналах связи.

Когда стало известно о планах демонтировать башню, люди начали протестовать, потому что она-единственный характер памяти. Во многих городах, как Щербинка, преобладает современная жилая застройка, нет личности — знаковых объектов, которые хранят память об этом месте. Здесь роль играет башня: все вокруг менялось, и она стояла. Конечно, люди хотели сохранить ее.

— Я не согласен, что это вопрос мотивации. В Екатеринбурге местные жители отчаянно борются за сохранение его знаменитый долгострой — старая башня. В защиту башни был сделан архитекторами кампании, чтобы сохранить его пишет Федеральная пресса, но ничего не помогало.

— Главное условие для сохранения любого объекта является возможность его дальнейшего использования. Основой любых преобразований-это всегда экономика. В случае с Екатеринбургской телебашни это хозяйство, видимо, просто не было. Хотя, несомненно, это был образный силуэт города.

— Английская история — единственный пример вашего взаимодействия с местными жителями или для вас это обязательная практика во всех проектах?

— Мы всегда стараемся поговорить со всеми заинтересованными сторонами — сегодня, без этого невозможно создать хороший качественный проект, который будет принят в город. Главная проблема заключается в том, что люди не верят, что их мнение на что-то влиять.

В прошлом году мы провели семинар в Астрахани, совместно с представителями местных общин — разработана программа по дальнейшему развитию города. После семинара я пошел ходить по улицам, начал разговаривать с прохожими. Зная, что мы-архитекторы из Москвы, люди говорили то же самое — скажите, где в Москве, что мы поступили так-то и так-то. Граждане — будь то москвичи или жители Астрахани не знаю, что их можно убирать в своем дворе, на улице, в городе.

Один из моих друзей, он построил детскую площадку в своем дворе. Затем к нему присоединились соседи, они собрали деньги и устроили весь двор. И это было всего-то поговорить и выяснить, чего людям не хватает и что они готовы сделать оказалось.

— Это во многом сегодня задача архитектора-быть коммуникатором. Не так ли?

— Теперь Да. В любом случае, я понимаю их роль. Когда мы проектировали жилой комплекс в Крылатском, сделал интересное исследование. Сначала мы проанализировали градостроительную ситуацию, узнал как наш объект взаимодействует с окружающей средой. И участие местного сообщества, опросили около 80 человек. Это люди, которые будут использовать наш жилой комплекс, но жить с ним, и если мы не учитываем их пожелания, они не примут этот проект, что приведет к конфликту. К счастью, разработчики это поняли и пришли к нам.

Фото: Олег Лозовой / РБК

— Самое интересное — что же вы хотите, чтобы ваши респонденты?

Было много разных запросов. Например, просили открыть клуб для пенсионеров, потому что в пешей досягаемости нет ничего для них. Кто-то хотел шахматного клуба, и одна женщина сказала, что дом должен быть голубятня. Те предложения, которые получили наибольшую поддержку, клиент был вовлечен в проект— здесь будет Центр детского развития, шахматный клуб, ресторан.

— В последние годы вы много участвовать в конкурсах на новые станции метро. Почему вас это интересует?

— Московский метрополитен — один из основных памятников города, и для того, чтобы внести свой вклад в это, должен попробовать свои силы в конкурсах. Мы уже три раза участвовали в конкурсах на дизайн московского метро — на этот раз, наши проекты двух станций вышли в финал. Опыт прошлых конкурсов позволило нам предложить простые в реализации варианты, которые соответствует определенным требованиям архитектуры столичных подземных залах и павильонах метро много нюансов, связанных с безопасностью и эксплуатацией.

Портфолио: проект конкурс фасадов вестибюле станции "Кленовый Бульвар" (Фото: инд архитекторов)

С которой легче начинать с традициями Душкин А. в. Щусева, например, или из совершенно естественное желание с эти традиции ломать, делать что-то совершенно другое?

— Идеи приходят от ассоциаций с этим местом, от мимолетных настроений, художественных образов. Например, когда я работал над проектом станции "Кленовый Бульвар", наша команда архитекторов имеет книга молодого азербайджанского писателя Эльчина Сафарли "когда я вернусь, будь дома". Он пишет: "Рай-это великий уравнитель. Из недр земли хаоса, достаточно посмотреть вверх, чтобы помнить: жизнь не дает никаких обязательств, нет долга, но всегда продолжается. Эта истина станет ясно, является устранить в виду шум от шума и суеты..."

Из этих слов родилась идея переосмыслить метро — вместо погружения в землю, чтобы представить себе, что мы погружаемся в облака. Эта метафора родилась из станции метро "Кленовый Бульвар", и первая станция метро была построена как "дворцы для народа" с мотивы храмовой архитектуры. И мы придумали "флип" станции для подъема пассажиров от метро к небу.



Категория: Недвижимость